Армения Азербайджан Белоруссия Казахстан Киргизия Молдавия Россия Таджикистан Туркмения Узбекистан Украина
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
    Географическое положение
    Государственная символика
    История формирования
ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
    Особенности геологического строения и полезные ископаемые
     Рельеф, внутренние воды
     Уникальность природы
ЭКОНОМИКА

     Промышленность

     Сельское хозяйство

     Внешние экономические связи

КУЛЬТУРА
     Религия
     Национальные традиции
     Национальная одежда
     Города

АРМЕНИЯ / Внешние экономические связи

Внешняя политика государства по определению является деятельностью, результаты которой отражаются не только на самом государстве, являющемся субъектом, но и на государствах – объектах этой политики. В первую очередь это государства – соседи. Армения достаточно длительное время, как и другие республики СССР, не являлась самостоятельным государством. Тем с большей силой проявилась ее самостоятельность в первые годы после распада СССР.
Армения является одним из ближайших соседей Российской Федерации и именно Российская Федерация является одним из самых важных объектов внешней политики Армении.
Наивно было бы полагать, что неразрешенный армяно-азербайджанский конфликт является делом исключительно Армении и Азербайджана. Сегодняшняя политическая ситуация показывает, что к разрешению этого конфликта подключены и Россия и СБСЕ и такие региональные державы как Турция и Иран.
В последнее время Закавказский регион (Армения, Азербайджан, Грузия) вовлекается в орбиту интересов США. Это грозит в недалеком будущем превратить Армению в поле столкновения России и США (или России и НАТО, что в принципе равнозначно). А это противостояние, контуры которого намечаются уже достаточно явно, может иметь непредсказуемые результаты и в первую очередь для самой Армении. Ни для кого не секрет, что политика США в Закавказье обусловлена богатыми энергетическими ресурсами региона. Конечно, в сферу пристального внимания США в первую очередь попадают Грузия и Азербайджан, однако и Армения вызывает у них определённый интерес. Армения выступает в качестве фактора, обеспечивающего цельность Кавказа как коммуникационного центра, сохранение стабильности в регионе, столь необходимой для успешной реализации транспортно-энергетических программ США.
Помимо экономических преимуществ Закавказье может рассматриваться США как объект политического давления на Иран. Известно, что север Ирана густо населён этническими азербайджанцами. Разжигание сепаратистских тенденций может серьёзно дестабилизировать ситуацию в Иране. Получается, что Азербайджан интересует американцев, как с экономической, так и с политической точек зрения, а подобное положение дел и дальнейшее развитие событий требуют повышенного внимания со стороны Армении.
Армения сегодня не имеет достаточно мощного потенциала для создания надёжного и обеспечивающего безопасность всех сторон баланса сил в регионе. Поэтому на данном этапе (да и когда бы то ни было) прекращение связей с США может серьёзно повредить Армении, так как Соединённым Штатам ничего не стоит поглотить ее.
Интерес Европы к региону связан, в основном, со следующими важнейшими факторами: Закавказье как коммуникационный узел, связывающий Европу с Центральной Азией, энергетические ресурсы, безопасные границы Европы на Юго-Востоке. Фактически, США и Евросоюз имеют здесь схожие интересы.
Если Европа предпримет серьёзные шаги по нормализации сложившейся в Закавказье ситуации, она частично поспособствует решению основных внешнеполитических проблем Армении. Отсюда и необходимость поддерживать прочные связи с Европой и одновременно убеждать ее действовать, насколько это возможно, в пользу Армении.
На сегодняшний день без России сотрудничество Армении со странами Запада будет существенно затруднено. Несмотря на то, что Россия на сегодняшний день не обладает той мощью, которая была присуща Советскому Союзу, тем не менее, он является серьёзным региональным и даже мировым игроком, не считаться с которым США и Европа не могут. Тем более, что, несмотря на некоторые разногласия, развитие отношений между Россией и Западом предусматривает скорее сглаживание противоречий, а не их нарастание. Именно Россия сегодня обеспечивает относительную стабильность в регионе и является сдерживающим фактором, предостерегающим от возобновления военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта. Армения и Россия - партнёры по ДКБ, между странами осуществляется активное сотрудничество в экономической и социальной сферах. Всё это говорит об очевидной взаимной заинтересованности двух стран в укреплении двусторонних отношений.
Таким образом, внешняя политика Армении объективно не может ограничиваться лишь одним вектором.. Есть ли у Армении какая-либо реальная альтернатива? Можно, например, прекратить сотрудничество с США и тем самым отказаться от их многомиллионной финансовой помощи и поддержки не менее многочисленной диаспоры. Можно также "заморозить" отношения с Европой, потеряв экономически выгодные проекты и серьёзные инвестиции в экономику страны, а также сделав шаг назад в укреплении международного авторитета Армении. О перемене в отношениях с Россией говорить просто не имеет смысла.
Поэтому Армения вынуждена уравновешивать свои связи с ведущими мировыми державами, одновременно укрепляя сотрудничество с Россией.

Главная
Государства-участники
Цели
Создание СНГ
История 

становления СНГ
Направления 

сотрудничества
Финансирование
Институты и органы
Реформы
Справочник
Тесты
Армения Азербайджан Белоруссия Казахстан Киргизия Молдавия Россия Таджикистан Туркмения Узбекистан Украина