Первый этап
(1991-1993 гг.) |
К экономическому кризису на всем постсоветском пространстве привели:
- появление национальных экономик;
- развал единого народнохозяйственного комплекса СССР;
- деление национального богатства, соревнование за получение внешних кредитов;
- отказ от уплаты долгов бывшего СССР;
- резкое сокращение взаимного товарообмена.
Такое развитие событий сделало очевидным необходимость построения отношений в рамках СНГ на рыночной основе, по принципу экономической целесообразности интеграционных процессов национальных экономик. |
Второй этап
(1994-1995 годы) |
Этап становления правового пространства - охарактеризовался интенсивным созданием нормативной базы межгосударственных отношений. Основой формирования правового поля в рамках СНГ можно считать принятие Устава СНГ.
В целом ретроспективный анализ второго этапа дает возможность говорить о развитии взаимных экономических связей стран СНГ по двум направлениям. Так, в общей массе разрозненных соглашений в сфере регулирования взаимоотношений между государствами можно выделить ряд наиболее значимых, которые выступают как попытки объединить усилия всех участников СНГ на достижении общих целей. Это, в первую очередь,
- Договор о создании экономического союза (24 сентября 1993 года),
- Соглашение о создании зоны свободной торговли (15 апреля 1994 года),
- Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета в качестве постоянно действующего органа Экономического союза (21 октября 1994 года),
- Соглашение о создании Платежного союза государств-участников СНГ (21 октября 1994 года).
|
Третий этап
(1996 год - 2009 год) |
Характерной чертой этого этапа стало:
- заключение двусторонних соглашений;
- развитие связей между Россией и Республикой Белоруссия, которые первыми пошли по пути создания таможенного союза. В дальнейшем к ним присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан, создав Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС);
- появление субрегиональных образований.
- заключение договора об образовании Сообщества Белоруссии и России от 2 апреля 1996 года:
- формирование общей транспортной и объединенной энергетической систем,
- составление совместных балансов производственных мощностей и согласованному их использованию,
- унификация денежно-кредитных и бюджетных систем и созданию предпосылок для введения общей валюты,
- унификация социальных условий и т.д.
Доказательством положительного влияния предпринятых шагов на развитие экономических связей России и Беларуси служит неуклонный (почти в 2,5 раза) рост доли Республики Белоруссия в товарообороте России со странами СНГ и существенный (почти в 1,5 раза) рост товарооборота между этими двумя странами.
На постсоветском пространстве возникли и функционируют 6 субрегиональных группировок:
- Союзное Государство России и Белоруссии (СГРБ);
- Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС – Беларуссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан);
- Союз Грузии, Украины, Азербайджана, Молдовы (ГУАМ);
- Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС - Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Россия);
- Кавказская “четверка” (Азербайджан, Армения, Грузия, Россия).
- Единое экономическое пространство (ЕЭП - Россия, Казахстан, Белоруссия, Украина)
Сотрудничество в рамках субрегиональных объединений является закономерным поиском государствами-участниками оптимальных конфигураций и методов взаимодействия и в целом не противоречит участию государств в Содружестве, поскольку такие объединения являются взаимно транспарентными, а их цели и практическая деятельность лежат в общем русле развития СНГ. |