Возникнув в уникальных исторических обстоятельствах, связанных с распадом СССР – одной из двух сверхдержав второй половины двадцатого столетия, СНГ на всех этапах своей истории находилось в поиске оптимальной интеграционной модели для своего развития.
Необходимость реформирования Содружества актуальна, поскольку нарастание противоречий и разногласий между отдельными государствами – участниками СНГ стало очевидным.
Общая особенность экономических реформ в государствах СНГ состоит в том, что они увязываются с решением стратегических задач более широкого формата, чем перестройка хозяйственных отношений на рыночных принципах и представляются следующими:
1. Преобразование республиканского народного хозяйства, как части общесоюзной плановой экономики, в национальную рыночную экономику - многоукладную, социально ориентированную, процветающую, интегрированную с мировым хозяйством, обеспечивающую политическую стабильность, повышение благосостояния и качества жизни населения до стандартов развитых стран мира.
2. Создание политических, организационно-правовых и хозяйственных предпосылок для проведения самостоятельной экономической политики как ключевого фактора утверждения национальной государственности и экономической независимости.
3. Осуществление структурной перестройки национальной экономики на рыночных основах в целях преодоления негативных последствий общесоюзной специализации, технологической отсталости и однобокости развития. Формирование внешних и внутренних условий для модернизации экономики, повышения эффективности производства и использования ресурсного потенциала для самостоятельного выхода на мировые товарные и финансовые рынки.
4. Достижение макроэкономической стабилизации, прекращение спада производства, бюджетного и финансово-инвестиционного кризиса, подавление инфляции, укрепление национальной валюты. Проведение политики сокращения бюджетных расходов на финансирование реального сектора экономики и социальной сферы, адресной поддержки малоимущих и малообеспеченных групп населения.
5. Утверждение частной собственности как господствующей формы отношений собственности, активизация на этой основе частной инициативы и предпринимательства, выращивание “класса собственников”.
6. Демонтаж системы государственного планового управления народным хозяйством, ограничение и устранение государства как “неэффективного” субъекта хозяйствования, разгосударствление экономической деятельности и приватизация государственных предприятий, культивирование “ответственного и эффективного хозяина”.
7. Либерализация предпринимательской деятельности, оптовых и розничных цен, заработной платы и доходов, контрактных отношений, торгово-посреднических, внешнеэкономических, денежно-кредитных, банковских, валютных, платежно-расчетных операций.
8.“Демонополизация” материального производства и сферы услуг, внутренней и внешней торговли, создание “конкурентной среды” для приоритетного развития малого предпринимательства и среднего бизнеса.
9. Развитие национальной рыночной инфраструктуры, формировании коммерческих биржевых, банковских, инвестиционных, страховых и торгово-посреднических институтов, финансового рынка, рынков страхования, недвижимости и рабочей силы.
10. Создание благоприятных общеэкономических и политических условий для иностранных капиталов, привлечения внешних кредитно - инвестиционных ресурсов на поддержку политической независимости, рыночных реформ, обеспечение социальной стабильности, модернизацию национальной экономики.